Поручиться по гарантии. Как расширить доступ МСП к госзаказам?
В сегменте МСБ все большую популярность приобретает инструмент банковских гарантий. Однако для полноценного их использования необходимо расширить госпрограммы поручительства по таким гарантиям.
Сейчас сегмент банковских гарантий — один из самых быстрорастущих на банковском рынке. В соответствии с 44-ФЗ наличие банковской гарантии является обязательным условием для участия компаний в реализации госконтрактов. Они могут быть необходимы как для обеспечения заявки при участии в гостендерах, так и для обеспечения исполнения контракта.
Организации, которые могут выдавать гарантии, согласно Закону, должны сегодня одновременно соответствовать двум основным требованиям — иметь собственные средства в размере не менее 300 млн рублей (расчет по методике Банка России) и иметь кредитный рейтинг по национальной рейтинговой шкале для РФ не ниже «B-(RU)» по классификации АКРА или не ниже уровня «ruB-» — по классификации «Эксперт РА».
В перечень Минфина сейчас входит более 200 банков, отвечающих этим требованиям. Согласно данным АЦ «Эксперт», крупнейшими игроками на этом рынке (по числу клиентов) по итогам 2018 года являлись Совкомбанк, Абсолют Банк, «ФК Открытие», Интерпромбанк, Модульбанк и Сбербанк. Отметим, что это данные в совокупности по выданным гарантиям по 44-ФЗ и 185-ФЗ. Среди банков, которые также начали активно предлагать банковские гарантии, можно выделить Синко-банк, ПКБ, Тендер-Банк, Солид Банк и ряд других.
«Для нашего банка было очень важно получить необходимый кредитный рейтинг (уровня “ruB-” от “Эксперт РА”), позволяющий выдавать банковские гарантии, — отметил председатель правления Синко-банка Геннадий Барсегов. — В планах Банка — в соответствии со стратегией развития на 2018–2022 годы — предусмотрено развитие гарантийного бизнеса умеренными рыночными темпами до 450 млн.рублей к 2023 году.
Мы считаем этот сегмент очень интересным, банковские гарантии становятся все более востребованной услугой на рынке, а для банков — новым инструментом по привлечению клиентов МСБ. Однако мы подходим к выдаче гарантий скорее консервативно. Банк работает напрямую с клиентом, исключая посредников, в том числе брокеров, а суммы выданных гарантий составляют в среднем до 50 млн рублей».
По аналогичным правилам гарантии используются при реализации уже упомянутого 185-ФЗ и 615-ПП — в части ЖКХ и капремонта жилых домов, но только в отношении исполнения контракта: обеспечение заявки на аукционе в этих случаях ими не предусмотрено. Банковские гарантии могут использоваться и при реализации контрактов по 223-ФЗ. Однако здесь все отдается на усмотрение заказчиков в лице госкомпаний, где каждая устанавливает свои критерии.
Впрочем, в прошлом году Минфин направил на рассмотрение правительства законопроект о внесении поправок в 223-ФЗ, которые предусматривают унификацию требований к банковским гарантиям, предоставляемым МСП при участии в закупках госкомпаний. С соответствующей просьбой к финансовым властям еще раньше обращалась «ОПОРА РОССИИ». Причина в том, что при отсутствии единых норм, главным образом правил ведения реестра банковских гарантий, появляется возможность предоставления фальшивых гарантий.
В результате госкомпании устанавливают излишне жесткие требования к гарантиям — по объемам, процедурам, срокам. Как отмечалось тогда в письме «ОПОРЫ РОССИИ» министру финансов Антону Силуанову, это приводит к необоснованным финансовым и временным издержкам на стороне добросовестных поставщиков — компаний малого и среднего бизнеса. Тем не менее пока предложение Минфина о внесении соответствующих поправок в законодательство дальнейшего хода не получило.
Сами банкиры согласны с существованием подобной проблемы. Так, Алена Сокова, директор департамента электронных банковских гарантий ПСБ, объясняет, что рынок госзаказа очень требователен к срокам и формату предоставления информации от субъектов МСП заказчикам. По ее мнению, «несмотря на то что современные технологии позволяют работать в этом рынке без бумажных документов, сам рынок к этому пока не готов.
Например, в ЕИС гарантию по 44-ФЗ можно разместить только в сканированном формате; документ, подписанный электронной цифровой подписью, разместить невозможно. По 223-ФЗ гарантии необходимо изготавливать на бумаге и доставлять принципалу, при этом большинство бенефициаров дополнительно через запрос просят Банк подтвердить выдачу гарантии. На наш взгляд, развитию рынка экспресс-гарантий в госзакупках могут способствовать появление достаточных для анализа открытых и достоверных источников информации об участниках госзаказа, ведение достоверного, технологичного и удобного для всех пользователей реестра гарантий».
В прошлом году в рамках госзакупок (по 44-ФЗ) в России было выдано более 700 тыс. банковских гарантий на общую сумму 1,15 трлн рублей, что больше алогичных показателей предыдущего года на 13,8 и 8,5% соответственно. При этом «средний чек» гарантий сократился.
По данным онлайн-сервиса Fintender.ru, в прошлом году в рамках госзакупок (по 44-ФЗ) в России было выдано более 700 тыс. банковских гарантий на общую сумму 1,15 трлн рублей, что больше алогичных показателей предыдущего года на 13,8 и 8,5% соответственно. При этом «средний чек» гарантий сократился. По оценкам аналитиков, это говорит о том, что сфера госзакупок стала более доступной для малого и среднего бизнеса.
Около 54% гарантий для участия в госзакупках в 2018 году выдавалась на сумму до 100 тыс. рублей. Это на 6 и на 1% соответственно больше, чем в 2016 и 2017 годах. При этом доля гарантий на сумму от 100 тыс. до 1 млн рублей за три года снизилась на 5 процентных пунктов — до 35%. Всего 9% гарантий в прошлом году было выдано на суммы от 1 млн до 10 млн рублей. На суммы свыше 10 млн рублей приходится всего 2%.
В региональном разрезе лидерами по числу выданных гарантий являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на которые в совокупности приходится около 25% рынка.
Тем не менее ситуацию нельзя назвать удовлетворительной. На днях группа депутатов Госдумы выступила с инициативой подготовки пакета поправок в Закон № 44-ФЗ. В том числе планируется пересмотреть нормы по увеличению уровня доступности финансовых ресурсов субъектам МСП. Среди причин появления подобной инициативы члены рабочей группы называют «инертное поведение крупных банков по выдаче банковских гарантий», из-за чего у МСП возникают проблемы при выходе на госзаказ.
Следует учесть, что при оформлении гарантии банк, чтобы снизить свои риски, может запросить поручительство от физического или юридического лица. Как правило, такое требование возникает к компаниям, которые не отвечают модели банка по финансовым показателям или не имеют опыта исполнения контрактов. В этих случаях субъекты МСП могут рассчитывать на помощь региональных гарантийных организаций по месту своей «прописки».
Руководитель Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов отмечает: «Сейчас многие банки небольшие гарантии выдают участникам госзаказа без поручителей. Но господдержка остро необходима в случаях, когда малое предприятие, выиграв небольшие тендеры, приобрело опыт и наконец получило более крупный заказ, на обеспечение которого собственных ресурсов маловато.
В этот момент ему и нужно подставить плечо поручителя, помочь перейти в другую бизнес-нишу. Среди заемщиков Фонда важную долю составляют исполнители контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ, они поставляют питание в школы, медикаменты в больницы, занимаются ремонтом, благоустройством, уборкой и другими городскими задачами. Один раз согласовав документы, Фонд открывает линию поручительств под банковские гарантии, чтобы МСП могли ими пользоваться в течение года».
Большинство региональных фондов покрывает поручительством до 70% по сделкам и до 25 млн рублей по ставке 0,75% годовых, у Москвы и Санкт-Петербурга — до 100 млн рублей, при необходимости больших объемов подключаются ресурсы Корпорации МСП. Но могут быть и региональные особенности, например Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства выдает поручительства под 0,75% годовых для торговли и 0,5% для всех остальных видов деятельности. Максимальная сумма поручительства в этой организации — 50 млн рублей. Отметим, что банковские комиссии составляют, как правило, 2–5% суммы гарантии.
Расширение государственных программ поручительства по банковским гарантиям в совокупности с законодательными изменениями должно расширить для предприятий МСП доступ к госзаказам.