Особенности Казахстанской сертификации

Для прохождения сертификации необходимо пройти ряд этапов. Подача заявки на рассмотрение, по результату которого выносится решение; отбор образцов продукта, поданного на сертификацию; оценка производства в рамках получения сертификации; принятие решения по всем результатам и выдача сертификата соответствия. Далее на сертифицированный продукт в соответствие со схемой сертификации проводится инспекционный контроль. Контроль проводится ежегодно, в случае выдачи сертификата сроком более года, задачей контроля является проведение проверки безопасности уже сертифицированных товаров. Сертификация продуктов питания проводится в обязательном порядке и является одним из основных методов контроля качества. Сертификация в Казахстане осуществляется в рамках действующего законодательства.

Сертификация продуктов также укреплено законом для защиты потребителей, с этой целью разработаны нормативные акты и большое количество стандартов и требований, предъявляемых к продуктам. Основное требование, разработано на основе технических регламентов ЕАЭС.

В рамках действующих технических регламентов установлены общие требования к продуктам питания ЕАЭС – 021/2011 и требование к маркировке – 022/2011. Разработаны и внедрены нормы и требования к различным видам продуктов питания (мясо, молоко, зерно и другие наиболее востребованные). Продукты питания не только сертифицируются, но для рада продуктов предусматривается декларирование (разрешительный документ, указывающий на соответствие продукции государственным стандартам качества, поступающих в торговый оборот). Производители продуктов питания с 2015 года обязаны придерживаться на предприятиях пищевой промышленности системы ХАССП. Система ХАССП, это система менеджмента, обязательная к внедрению на предприятиях, выпускающих пищевые продукты. Не соблюдения данных требований грозит внушительными штрафными санкциями, конфискацией товаров и даже прекращением деятельности предприятия по решению суда.

Пищевая продукция, выпускаемая на для реализации на территорию стран ЕАЭС, должна отвечать ряду требований: 1. Используется процессный подход к внедрению с взаимодействием всех процессов; 2. Достижения такого уровня качества товаров и услуг, которое позволит потребителю быть довольным, не иметь претензий. Компания должна оценивать и внедрять запросы потребителей; 3. Вовлеченность персонала в работу, каждый знает и владеет своей зоной ответственности и осуществляет их; 4. Учитывается обратная связь от поставщиков и потребителей, эти данные учитываются при принятии решений.

Принципы ХАССП предназначена для предприятий, специализирующихся на продовольствии, и отличается от других систем. Основой системы является установка критических контрольных точек, в которых имеются опасные факторы, влияющие на качество и безопасность продукта, благодаря контролю за техническими критическими точками снижается или устраняется опасность получения бракованного товара.