Вячеслав Моше Кантор о ситуации с антисемитизмом во Франции

Несмотря на все заявления французских властей о стремлении сделать максимально комфортной и безопасной жизнь евреев в стране, на деле для рядовых евреев мало что меняется и они по-прежнему подвергаются нападениям, причём регулярно, вынужден констатировать Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса.

Своеобразной мрачной точкой отсчёта можно считать события января 2015 года, когда вооружённый террорист совершил нападение на кошерный супермаркет Hyper Cacher и убил четверых человек, после чего сам погиб во время обезвреживания. Как отмечает Вячеслав Моше Кантор, после этих событий многие евреи чувствовали себя в постоянной опасности, а многие предпочли и вовсе покинуть Францию.

Стоит отметить, что среди стран Европы, откуда евреи перебираются в Израиль, Франция на протяжении нескольких лет занимала лидирующее положение. Согласно данным организации «Международное братство христиан и евреев» (International Fellowship of Christians and Jews), около 80% всех французских евреев, прибиывающих в Израиль, «сбегают» из пригородов Парижа, поскольку подвергаются преследованиям и угрозам.

«Наши дети, которые ходят в еврейскую школу, снимают при выходе на улицу кипу», - призналась в своём интервью СМИ Эва Сабан, чей родственник погиб в ходе теракта в супермаркете, а сама Эва покинула Францию. Всего же с 2000 года Францию ради Израиля покинула одна десятая часть всей французской еврейской общины, причём половина эмигрантов прибыла лишь за последние пять лет.

Инциденты и преступления на почве антисемитизма постоянно становятся поводом для новостей во французских СМИ. Бытовые преступления тоже нередко приобретают антисемитский оттенок. Так, вечером 7 сентября 2017 неизвестные в масках напали на дом главы одной из еврейских организаций Франции Роджера Пинто. Сам Пинто, его жена и сын были жестоко избиты, причём нападавшие постоянно акцентировали еврейскую национальность жертв в процессе избиения. Это произошло всего через несколько дней после того, как французские газеты опубликовали отрывок из откровения бывшего директора школы для подростков Бернарда Раве, который признался, что отговаривал родителей-евреев отдавать своих детей в государственную школу, поскольку опасался, что сверстники и другие ученики будут их преследовать и даже избивать.

По мнению Вячеслава Моше Кантора, все эти события являются следствием самой обстановке во французском обществе, которая на сегодняшний день сложилась причудливо и опасно: «Отдельные группы французского общества становятся всё более нетерпимо настроенными к евреям, а другие не выражают по этому поводу никакого беспокойства». По этой причине Вячеслав Моше Кантор в своём обращении к французским властям призывает не только к искоренению антисемитизма, но и к официальному осуждению «пассивного принятия этого явления».

В ситуации со школами, уверен Вячеслав Моше Кантор, ситуация и вовсе вызывает тревогу за само государство. Ведь если по соображениям безопасности отдельным гражданам отказывают в праве на бесплатное образование, то о каких принципах и правах в стране вообще можно говорить? Очевидно, они не работают.

Проблема ещё и в том, что антисемитизм в современном обществе становится всё более «институциональным», убеждён Вячеслав Моше Кантор. Подобный термин обозначает антисемитские высказывания и действия, которые исходят от людей, формирующих общественное мнение – политиков, представителей общественных организаций и объединений. Особенно агрессивной антисемитская риторика, разумеется, становится в предвыборный период. Президент ЕЕК вынужден констатировать, что антисемитизм и нетерпимость уже давно стали удобным политическим инструментом. Оборотная сторона такого явления – переход антисемитизма в некий вариант нормы в глазах общества, поскольку люди видят безнаказанность тех, кто позволяет себе подобные высказывания. Это, уверен Вячеслав Моше Кантор, совершенно недопустимо с общечеловеческой точки зрения, однако определённо имеет место.

Подтверждением этой позиции может служить и то, какую популярность в последние годы в Европе получают ультраправые и националистские партии. Так, на недавних выборах в Германии ультраправая партия заняла третье место на выборах в бунденстаг. Во Франции ситуация и вовсе ещё более тревожащая: в первом туре президентских выборов кандидат от ультраправых Марин ле Пен заняла второе место после Эммануэля Макрона. Это событие вызвало большую озабоченность Вячеслава Моше Кантора, и он назвал «крайне печальной» ситуацию, в которой практически каждый пятый француз поддерживает распространителей ксенофобской националистической идеологии.