Руководство РЖД хочет ввести систему take-or-pay

Руководство акционерного общества «Российские железные дороги» попросило Правительство РФ рассмотреть возможность введения договорной системы take-or-pay для грузоотправителей. В компании полагают, что подобная бизнес-практика позволит привлечь вложения в инфраструктуру.

В рамках действия данной системы грузоотправители будут обязаны заявлять объемы предстоящих перевозок. Причем на несколько лет вперед. Это позволит обеспечить компаниям приоритетный доступ к ж/д инфраструктуре. В случае несоблюдения заявленных объемов перевозок с грузоотправителей будут взиматься штрафы.

Привлеченные таким образом средства руководство железной дороги намерено вкладывать в развитие собственной инфраструктуры. Помимо предложения о введении договорной системы take-or-pay, юристы компании разработали законопроект, в котором будет зафиксировано приоритетное право грузоотправителей, работающих по договорам take-or-pay, на доступ к железнодорожной инфраструктуре, а также меры их ответственности в случае неисполнения взятых на себя обязательств.

Практикующие юристы отмечают, что для внедрения подобной практике компании придется вносить соответствующие изменения в Устав железнодорожного транспорта.

Отметим, что в последнее время система take-or-pay получает в Российской Федерации все более широкое распространение. Ее суть сводится к созданию торговых отношений, в рамках которых поставщик обязуется предоставить товар в зафиксированном в договоре объеме, а покупатель, в свою очередь, принимает на себя обязательства оплатить часть таких объемов, причем независимо от того, сколько он приобрел товара в действительности.

Согласно сообщению издания «Коммерсантъ», в аппарате вице-премьера А. Дворковича, курирующего железнодорожную отрасль, отметили, что в настоящий момент вопрос о введении договорной системы take-or-pay прорабатывается.